Вход на сайт / Регистрация
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

ICQ:

Дата рождения:

По умолчанию не публикуется

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:

 

Голосование

На каком курсе вы учитесь?

Новости форума
отвечает в теме «»
отвечает в теме «»

Технологии, часто используемые на уроках

22 октября 2015 - Администратор

Современные образовательные
технологии и/или методики

(Название,
автор/авторы)

Цель использования
технологии/методики

Описание порядка использования 
(применения)технологии/методики
в практической 
профессиональной
деятельности

Результат
использования
технологии/
методики

Информационно-коммуникативные 
(ИКТ) технологии обучения.

1. Визуализация учебного материала.

2. Повышение мотивации обучения на уроке.

3. Развитие навыков исследовательской деятельности.

4. Развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

5. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного обучения.

6. Увеличение плотности урока.

 7. Формирование информационной культуры, умение осуществлять обработку информации( при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

8. Корректировка учебно-воспитательной работы посредством проведения комплексного мониторинга успеваемости и посещаемости.

 

 

1. Объясняю новый материал с использованием компьютерных презентаций как источников учебной информации и наглядных пособий.

2. Провожу практические занятия с помощью обучающих компьютерных программ при закреплении знаний и тренировки умений обучающихся.

3. Провожу итоговые уроки проектной деятельности и веб-квесты, предполагающих использование обучающимися средств ИКТ при презентации и защите проектов.

4. Провожу контрольные уроки с использованием ИКТ.

 

Использование ИКТ во внеурочной деятельности:

1. ИКТ при подготовке домашних заданий учащимися.

2. ИКТ при работе над веб-квестами.

3. ИКТ при организации исследовательской деятельности

4. ИКТ в подготовке к экзаменам или олимпиадам

5. ИКТ на внеклассных мероприятиях.

6. Ведение электронного журнала в программе Netshool в более полном объеме обеспечивает обратную связь  с родителями и соответственно повышает контроль   успеваемости.

7. В классном руководстве ведение сайта обеспечивает более полное освещение всех мероприятий, проектов. Улучшает  взаимодействие учителя с родителями и учениками.

 

1.Развиваются познавательные способности обучающихся, что отражается в результатах олимпиад и интеллектуальных конкурсов.

2.Повышается мотивация обучающихся к изучению предмета, что показывает высокий уровень облученности.

3.Расширяются возможности творческой деятельности обучающихся (оформление материалов проектной деятельности, виде презентаций, Wiki -газет, публикаций в Word в результате создан банк данных работ).

4. Развиваются навыки контроля и самоконтроля при совместной работе в сети над Wiki – газетами 5 класс, при публикации своих работ в «Эллектронных тетрадях» 8 класс.

5. Развиваются навыки оперирования большими объемами информации при работе над веб-квестами.
6. Обеспечивается в нужной степени конфиденциальность.
7. Формируется готовность высказать свое мнение и оценку.

8. Возникновение потребности дальнейшего самообразования в области информатики.

9. Осуществляется дифференцированный подход к обучению учащихся, всегда есть возможность индивидуально проконсультироваться  с учителем по электронной почте (порядка 2 000 писем учеников за 2 года).

10. Обеспечивает быструю коррекцию учебно-воспитательной работы, прямая связь с родителями и учениками.

Групповые
технологии
обучения
(И.Д. Первин,
В.К. Дьяченко).

1. Конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией. Рассматривается организационная форма обучения ''ученик – ученик'' (которое можно рассматривать как учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной самостоятельности, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребёнка в целом.
2.Коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами.
3.Социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации ребенка в сообществе.

 

 

Групповое обучение строю на принципе сотрудничества. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание формулирую таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Учитель превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.

Особенностями организации групповой работы учащихся на моем уроке являются:

1) класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

2) каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

3) задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

4) состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Технологический процесс групповой работы

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

е) Индивидуальное выполнение задания.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

3)Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),

и) Подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

1. Высокое качество знаний.

2. Познавательная активность и высокая работоспособность обучающихся, направленная на приобретение знаний.

3. Творческая инициатива обучающихся.

4. Преодоление индивидуальных недостатков в знаниях учащихся.

5. Взаимное обогащение учащихся в группе.

6. Рефлексия, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

У учащихся формируются и совершенствуются умения:

— добывать, обрабатывать, преобразовывать информацию;

— объяснять свою позицию, критически подходить к оценке своей и чужой работе;

— формулировать цель, составлять план действий.

 

Игровые
технологии
обучения (К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев),

1. Сформировать у обучающихся новые умения и навыки.

2. Создать условия реального общения.

3. Создать благоприятную психологическую атмосферу общения.

4. Повысить мотивацию к обучению.

5. Развить интерес к предмету.

6. Раскрывать креативные способности учащихся.

7. Развивать коммуникативные навыки учащихся.

8. Обеспечивать свободный обмен мнениями.

9. Вовлекать всех учащихся в учебный процесс.

10. Практически закреплять полученные знания.

11. Расширять кругозор детей.

12. Формировать навык совместной деятельности.

Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе использую занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Игровую форму занятий создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство пробуждения, стимулирования обучающихся. Моя задача – организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности.

Игровые приемы и ситуации применяю:

— на уроках изучения нового материала (дидактическая цель ставится обучающимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства обучения);

— уроках обобщения и систематизации (в учебную деятельность вводится элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом);

— уроках закрепления материала (в целях отработки и прочного усвоения изученного).

При использовании игровой технологии работаю обычно по следующим этапам:

1. Предварительный. На этом этапе ставлю цель и определяются задачи игровой деятельности. Учащиеся совместно со мной, а иногда и без меня участвуют в распределении ролей и определении условий деятель­ности.

2. Организационно-методический. Он характеризуется поиском путей решения поставленных задач педагогическими приемами. На этом этапе про­исходит деление учащихся на группы (если игра предполагает), поиск необходимой справочной и учеб­ной литературы, а также организация рабочего места. Я при этом зани­маюсь организационно-корректирующей деятельностью.

3. Работа в группах (если игра предполагает деление на группы). В рамках каждой малой группы распределяются обя­занности, исходя из сложившихся компетенций у учащихся. Осуществляется самостоятельная работа групп по решению поставленной задачи имеющимися средствами, при этом школьники проявляют свои коммуникативные компетен­ции учебной деятельности. Этап характеризуется активным использованием субъектного опыта каждого учащегося. Я на данном этапе являюсь наблюдате­лем деятельности учащихся.

4. Представление результатов работы. Каждая из групп представляет свой вариант решения той или иной проблемы. Возможна ситуация, при кото­рой члены групп будут полемизировать друг с другом, что является дополни­тельным условием развития познавательной активности учащихся.

5. Анализ и подведение итогов. Учащиеся формулируют вывод по теме. Я в данной ситуации могу корректировать те или иные утверждения.

 На уроке я становлюсь режиссером, координируя и корректируя деятельность учащихся. Перед началом игры я знакомлю всех участников с ее условиями, режимом работы и выдаю необходимый материал и оборудование. В зависимости от характера заданий учащиеся распределяют роли либо сами, либо с помощью меня. Контроль за деятельностью каждого в отдельности учащегося переходит к ученикам, т. к. результативность общей работы определяется вкладом каждого, а вследствие возрастных особенностей очень важно мнение товарищей. В процессе работы я могу корректи­ровать деятельность отдельных учащихся для достижения поставленной цели. Между участниками игры возможна дискуссия для выработки общего ре­шения. В этом случае часть учащихся выступает в роли сборщиков информации, часть — в роли аналитиков, часть — в роли критиков. По окончании дискуссии озвучивается решение. В конце игры я подвожу итог.

1. Повышает качество обучения.

2. Способствует созданию психологической готовности к работе.

3. Активизирует мыслительную деятельность обучающихся (развивает память, внимание).

4. Помогает обучающимся в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.

5. Приобретение новых знаний, улучшение качества уже существующих.

6. Существенно повышает желание учащихся изучать информатику более углубленно.

Технология проблемного
обучения
(Д. Дьюи, В.Х. Килпатрик)

1. Сформировать активную познавательную деятельность по предмету.

2. Расширить и углубить знания обучающихся по предмету.

3. Развить творческие способности детей.

4. Повысить качество обучения.

5. Подвигнуть ребенка на желание мыслить, самому достигать результата, определенного аргументированного умозаключения.

6. Воспитание гармоничной, социально-зрелой личности. Ученики способны сами распознать проблему, размышляют над путями ее решения и находят пути решения проблемы.

Учебно-познавательная деятельность обучающихся  строю таким образом, что обучающиеся оказываются в ситуации интеллектуального затруднения, тем самым я побуждаю обучающихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению фактов, явлений, правил.

Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации следующая: проблемная ситуация, проблема, поиск способов ее решения, решение проблемы.

Я использую наиболее характерные типы проблемных ситуаций при обучении информатики:

— поиск истины;

— различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Пути создания проблемных ситуаций:

— побуждающий диалог;

— текст провокационного содержания;

— логическая выстроенная цепочка заданий и вопросов;

— применение мотивирующих приемов (сообщение интригующего материала, демонстрация непонятных явлений).

На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью меня ответы на поставленные проблемные вопросы.

1. Развитие мышления учащихся.

2. Формирование гармонически развитой творческой личности, способной логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

3. Воспитание активной личности, способной к поиску.

4. Призовые места на школьных олимпиадах и других конкурсах.

5. Развивается умение работать с текстом,  анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом.

6. Развиваются творческие умения: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль.

Проектная
технология

(  Дж. и Э. Дьюи,
У. Х. Килпатрик, К.Фрей,
Е.С. Полат)

1. Затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения.
2. Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе.
3. Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр.
4. Постепенно научить школьника работать самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса.
В условиях проекта учебный процесс выходит за узкие рамки урока в область личностных отношений и интересов, когда создаются ситуации, в которых дети сосредотачивают свое внимание на содержание своей работы. В ходе выполнения проектной деятельности ученик активен, он проявляет творчество и самостоятельность и не является пассивным исполнителем моей воли.
Основные принципы использования проектной технологии:
— формулировка конкретной цели, направленной на достижение практического результата
— получение каждым учеником конкретного задания, нацеленного на выполнение практического действия с по-мощью компьютера;
— самостоятельное выполнение детьми задания и моя по-мощь в случае необходимости;
— обоюдная ответственность учеников и учителя за результаты работы.
Обычно я строю свою работу по этой технологии в соответствии со следующими этапами:
Этап 1 – подготовительный: выбор темы и её формулировка, постановка задачи, обсуждение организации и содержания предстоящего проекта;
Этап 2 – сбор материала, накопление и оформление его детьми; обсуждение первых результатов и уточнение конечных результатов работы; поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой);
Этап 3 – использование полученного материала в процессе создания проекта; завершение оформления продукта проектной работы;
Этап 4 – подведение итогов и презентация проекта.
Количество этапов зависит от степени сложности проект-ной деятельности.
1. Создается конечный результат деятельности – проект (продукт деятельности: плакат, презентация -5 класс «Кодирование информации»; презентация, газета — 8 класс «Внутреннее устройство компьютера»; сайт — 11 класс «Всё о сайте»).
2. Узнать новую информацию и определённым образом её оформить, сделать что-либо вместе с другими.
3.  Исключается формальный характер изучения информатики (по принципу «Надо знать») и активизируется их взаимодействие для достижения практического результата изучения информатики
4. Меняются функциональные обязанности ученика и учителя. Ученик активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения информатики и конкретного урока; учитель выступает в роли советчика, помощника, участника детских игр и занятий.
5. Формулируется способность самостоятельно действовать в социальных ситуациях.
6. Развивается чувство ответственности за конечный результат, который представляется и оценивается в рамках недели информатики в день защиты проектов (Расписание недели информатики — вторник 12.11.2013).
7. Развивается умение публично выступать,  аргументировано проводить презентацию данного результата.

Технология
дифференцирован
ного обучения.
(Н.П. Гузик,
В.В. Фирсов)

Дифференцированное обучение информатики- это создание  групп учащихся, различающихся по :
-уровню владения предметом;
— предъявленным к ним требованиям;   
— подходам к использованию форм и методов обучения.
Обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей в зоне ближайшего развития. В  основе лежат два основных положения: 1) получение всеми учащимися общеобразовательной под-готовки,
2) преподавания информатики с целью углубить и развить логические  способности.
Психолого-педагогическая дифференциация позволяет лучше понять возможности школьников и создать для каждой группы детей и для каждого ребенка в отдельности наиболее благоприятные условия через организацию дифференциального обучения.

В своей практике, при работе по технологии уровневой дифференциации:
1) я условно выделяю в классе несколько групп, к которым предъявляю разные требования по содержанию, темпу обучения,
2) каждый ученик овладевает знаниями на доступном ему уровне, при этом ко всем ученикам предъявляются требования владения материалом на базовом уровне.
3) каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать, на каком уровне ему  усваивать материал,
4) варьирую индивидуальную и фронтальную формы работы на уроке, в зависимости от этапа урока.
5) При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию, с этой целью использую имеющийся в наличие учебно-методические комплекты. Основное условие уровневой дифференциации – это систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов. Предусматривается:
— тематический контроль;
— полнота проверки обязательного уровня подготовки;
— наличие учебнометодического комплекса: банк заданий по уровню сложности.
— оценка методом сложения (общий зачёт — сумма частных зачётов);
— повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
— «закрытие» пробелов (досдача материала).

1. Дифференцированное обучение создает условия для удовлетворения потребностей и интересов каждого, ориентируясь на максимальное развитие школьников.
2. На уроке создается обстановка технологической комфортности, когда сознательный выбор учеником форм работы, уровня освоения и контроля снижает излишнее напряжение ученика. 
3. У учителя появляется возможность  работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний учеников, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, сильному – давать возможность творческого роста.
4. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
5. При этом формируются  навыки планирования и регулирования своей деятельности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности, чувство успеха, уверенности в своих силах, а значит повышается и  самооценка.